![]() Онтологический подход в консалтинге
Управленческий и бизнес-консалтинг может осуществляться в двух основных вариантах, различающихся логической структурой и ролью консультанта. Во втором десятилетии XXI века в России наибольшее распространение приобрел экспертный консалтинг, когда для решения проблем клиента используется экспертное мнение консультанта. Предполагается, что опыт предыдущей деятельности консультанта позволяет ему дать клиенту ценный совет, как следует поступать в той ситуации, в которой находится клиент. В эти годы наибольшее распространение в России получили теории менеджмента и бизнеса, базирующиеся на американских работах, но при этом игнорирующие наиболее фундаментальные американские разработки, например, теорию стратегического управления И. Ансоффа, и, тем более, результаты, полученные в СССР и России. Эти поверхностные теоретические работы, основанные, по признанию авторов популярного учебника менеджмента М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, на эклектике (механической смеси разнородных, в том числе, противоречивых положений), и, тем более, их изложение в отечественной учебной литературе оказались настолько бесполезными для практики, что вызвали стойкий иммунитет ко всякой управленческой теории как у практиков-управленцев и бизнесменов, так и у консультантов. Это привело, в итоге, к тому, что экспертное мнение консультанта, как правило, бывает основано не на профессиональном теоретическом обобщении ранее выполненных работ, а на простом поиске аналогов исследуемой ситуации в прошлом. Рефлексивный анализ экспертами прошлого опыта в консалтинговой практике встречается нечасто. То, что прошлое может не повториться в настоящем и, тем более, в будущем, что ситуации в разных организациях не могут быть полностью аналогичными, как правило, не принимается во внимание. Аналоги, найденные в прошлом, по мере возможности, адаптируются к текущей ситуации клиента, однако отсутствие регулярных, обоснованных методов такой адаптации не позволяет выполнить ее корректно. В результате реальную пользу приносят только те найденные в прошлом кейсы, которые относятся к наименее изменчивым «массовым» элементам бизнеса. Так, очевидную пользу экспертный консалтинг приносит при организации отделов продаж определенных типов, при конструировании «продающих» сайтов, разработке и внедрении регламентов бизнес-процессов в организациях, изначально обладающих подходящей организационной культурой, и т.п. Логической основой такого консалтинга являются традуктивные умозаключения (от частного к частному), которые не гарантируют истинности (соответственно – полезности) выводов при использовании истинных исходных положений, а исходные положения обычно представляют собой результаты наблюдений, полученные в прошлом самим экспертом. Другие, гораздо более ценные теоретические работы в области управления и бизнеса из-за своей сложности в эти годы остаются неизвестными широкой аудитории управленцев, бизнесменов и консультантов. Массовое стремление к упрощению в эти годы связано, в числе других причин, с резким увеличением объема циркулирующей в мире информации (см. CREDO). Однако упрощение теории делает ее непригодной для практики. Вместе с тем, именно в России в середине XX века были созданы и в дальнейшем существенно развиты фундаментальные теоретические основы анализа и проектирования сложных систем, эффективные в современной практике. В этом отношении следует отметить системомыследеятельностную методологию – общую теорию мышления и деятельности, разработанную школой выдающегося отечественного мыслителя Г.П. Щедровицкого, и теорию концептуального анализа и проектирования сложных систем, созданную выдающимся инженером и мыслителем С.П. Никаноровым и его последователями. Но хотя еще в 1984 году комиссией независимых экспертов Библиотеки Конгресса США С.П. Никаноров был включен в число десяти выдающихся ученых мира, внесших наибольший вклад в науку в XX веке, в 2001 году Интернациональный биографический центр Кембриджа назвал С.П. Никанорова «интернациональным интеллектуалом года», а работы Г.П. Щедровицкого и его достаточно многочисленных коллег и учеников известны ученым всего мира, широким массам управленцев, бизнесменов и консультантов их работы неизвестны. Тем не менее, именно эти работы могут быть положены в основу другого типа консалтинга. Соединяясь с распространенными в конце XX – первом десятилетии XXI века принципами наиболее эффективного направления управленческого консалтинга – Organization Development, основанными на применении социотехники и психотехники, положения, вытекающие из указанных методологических систем, формируют направление консалтинга, альтернативное экспертному консультированию. Мы называем это направление онтологическим консалтингом. Сущность онтологического подхода в консалтинге рассмотрим на следующем примере. Допустим, вы хотите провести отпуск там, где вы до сих пор не были, в каком-нибудь новом месте, но конкретное место и способ отдыха не выбрали. Вы обладаете определенными компетенциями, которые могут пригодиться во время отдыха, например, вы освоили альпинизм или горнолыжный спорт, или сплав на каноэ. Набор ваших компетенций позволяет выбрать разные виды активного отдыха. При этом вы не против и пассивного пляжного отдыха. Как вы будете выбирать место отдыха? Вариант 1. Вы собрали кружок друзей и спрашиваете, где им понравилось отдыхать. Один говорит: «Я в прошлом году провел отпуск в Анапе, там отличные пляжи, было так здорово!» Другой провел отпуск в горах Алтая и остался очень доволен походом. Каждый хвалит то место и тот вид отдыха, который ему больше понравился. Естественно, они советуют вам отдыхать там же и так же. Но то, что соответствовало их предпочтениям, не обязательно соответствует вашим. И у вас разные компетенции, соответственно, разные возможности. И если в каком-то месте было хорошо в прошлом году, то это не значит, что там хорошо и в этом году. И ваши друзья ничего не могут сказать о тех местах, где вам было бы хорошо, но они там не были. Их опыт ограничен и получен в прошлом. Что и где будет в настоящем, никто сказать не сможет. Это – экспертный консалтинг. Вариант 2. Вы раскладываете на столе географическую карту, на которой нанесены все возможные туристские маршруты и все существующие места отдыха, и для каждого маршрута и места отдыха в приложении к карте приведены все необходимые характеристики на текущий год. Вы выбираете, не будучи стеснены ограничениями чьего-то прошлого опыта, исходя из собственных компетенций и предпочтений. Очевидно, что если вы располагаете такой картой, то вы выберете второй вариант. Если интерпретировать второй вариант применительно к бизнесу, к выбору желаемого варианта бизнеса, то возникает вопрос: где взять такую карту, на которой обозначены все возможные варианты бизнеса и их характеристики? Возможно ли существование такой карты? Ответ: реализовать такой вариант позволяет онтологический подход. Изначальное существование детальной карты не предполагается. Подход основан на пошаговом переходе («восхождении») от абстрактного к конкретному. Вначале задается карта – онтологическая схема, на которой отображены все существенные факторы любой человеческой деятельности. Разумеется, это абстрактная картина, конкретные детали каждого вида деятельности и каждого фактора на ней не могут быть отображены. Вы, исходя из своих компетенций и предпочтений, выбираете услугу – это не окончательный выбор, это лишь предположение. Одновременно с выбором услуги вы составляете, исходя из своего опыта и знания, портрет предполагаемого клиента – пользователя этой услуги (здесь возможно использование публикаций и опыта коллег или консультанта, но осторожно! – только если ваши и их способы видения и критерии оценки клиентов совпадают). Далее вы определяете, как использование этой услуги изменит действие указанных на онтологической схеме факторов применительно к предполагаемому клиенту. Следующий шаг – вы конкретизируете условия в рамках того, что вам известно о ситуациях, в которых может находиться клиент, и определяете, какое благо клиент получит от изменения действия этих факторов вследствие получения услуги. И на основе вашего знания о клиенте прогнозируете, получит ли он достаточное удовлетворение (эмоциональный результат) от этого блага, чтобы решиться на покупку услуги по предложенной вами цене. Если нет, то принимаете решение об изменении услуги, ее содержания, формы, конкретных условий применения, ее цены. Циклически повторяете описанное мысленное испытание услуги, пока не найдете вариант, который заинтересует и устроит предполагаемого клиента. И последнее – определяете, устроит ли вас полученный вариант. При таком подходе задачи консультанта – предложить вам онтологическую схему и помочь пройти перечисленные этапы определения желаемой услуги, не навязывая своей точки зрения, независимо от имеющегося у него опыта. Работать с клиентом, оказывать выбранную услугу предстоит вам, исходя из ваших компетенций и вашего опыта, следовательно, выбор услуги должен осуществляться вами. Консультант в работе с вами должен, преимущественно, использовать метод майевтики – задавать вам вопросы, на которые вы сами должны отвечать, продвигаясь благодаря этому в нужном направлении поисков. [Метод майевтики относится к философии Сократа. Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Сократ помогает рождению мысли, делая это в диалоге с помощью вопросов и ответов (см.: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH8a572a95622378095c348a). Цель применения майевтики в консалтинге – помочь клиенту «вскрыть» то знание, которым он располагает, возможно, не подозревая о его полезности для решаемой задачи, и использовать его для решения этой задачи «здесь и теперь»]. Онтологический подход реализует дедуктивную логическую структуру умозаключений: все выводы делаются поэтапно, двигаясь как от абстрактного к конкретному, так и от общего к частному. При этом знание общего, заложенное в исходную онтологическую схему, базируется на всем опыте исторического развития комплекса наук об обществе и деятельности, а не на наблюдениях единичного эксперта. Это обусловливает большую ценность получаемых выводов для практики. Большое значение в онтологическом консалтинге имеет тщательный анализ исходной ситуации клиента и формулирование той проблемы, которая вызвала постановку решаемой задачи. При этом выбор предлагаемого решения, исследуемого описанным выше способом, может быть осуществлен методами проектирования, что обеспечивает как его эффективность, так и реализуемость, что не гарантируется при экспертном подходе. Мы используем онтологический подход в консалтинге с 1992 года, опираясь, в основном, на две онтологические схемы: разработанную Г.П. Щедровицким в 1989 году онтологическую схему промышленного предприятия и разработанную В.М. Цлафом в 1991 году онтологическую схему социально-деятельностной системы. Социально-деятельностная система (СДС) – совокупность взаимосвязанных элементов, отображающая социум, члены которого осуществляют деятельность (любую), и факторы, обеспечивающие осуществление деятельности. Примерами СДС являются предприятие, город, регион, страна, семья, сообщество и др. Онтологическая схема СДС – наиболее обобщенное универсальное представление СДС, показывающее наиболее важные, сущностные, неотъемлемые элементы любой социально-деятельностной системы и связи между ними. Элементами онтологической схемы СДС являются социум, деятельность, ценности, культура, власть, материально-вещественная и информационная среда. На основе онтологической схемы строятся схемы большей степени детализации (модели СДС) для СДС более узких классов: модели предприятий определенной отрасли, конкретной организации и т.д.– путем конкретизации элементов и связей. Мы готовы приступить к совместной с Вами работе по диагностике и совершенствованию Вашей компании.Цена работы определяется по соглашению сторон на основе предварительной диагностики, которая выполяется бесплатно. Формируйте заявку и подавайте ее, воспользовавшись формой обратной связи!![]() Получить ответ на интересующие Вас вопросы можно с помощью формы обратной связи, или по электронной почте ssu_econcentre@mail.ru.
|